Сланцевый газ и нефть дешевеют. Выгодно ли их добывать?
За последние 5 лет мир обратил особое внимание на сланцевый газ и нефть. Добывать данные виды энергоносители дороже, чем другие ископаемые виды топлива, при этом запасы относительно невелики. С 2014 года нефть утратила более половины своей цены, что серьезно ударило по отрасли. Сланцевикам приходится еще хуже, поскольку себестоимость такой добычи выше, нежели у обычных, природных углеводородов.
Как цены сланцевого газа и нефти влияют на добычу
Летом 2018 года специалисты предсказывали, что нефть вырастет до $100. Однако этого не случилось. Более того, стоимость углеводородов вновь рухнула с $85 до $60 за баррель Brent. Главная причина подобных тарифов – слишком большое предложение на рынке. В декабре 2018 оно превышало спрос на 400 тысяч баррелей в день. Кроме того, очередной обвал спровоцировало и ухудшение экономического прогноза МВФ на ближайшие 3 года.
В ноябре прошлого года углеводороды доходили до $42 за баррель, однако в январе 2019 несколько подросли в цене. Критической отметкой считается цена в $50. Хуже всего в такой ситуации приходится производителям сланцевых энергоносителей. Их производство попросту нерентабельно. Несмотря на то что Дональд Трамп приветствовал такие движения на рынке, американским сланцевикам оставалось лишь резать бюджеты.
Компании, поставляющие на рынок сланцевые энергоносители, вынуждены экономить на всем. В частности, о сокращении бюджетов отчитались такие компании, как Diamondback, Parsley, Centennial Resource Development. Среднее урезание расходов составило 15%. Чтобы добыча была окупаемой, нефть марки WTI должна стоить около $60 за баррель. Если углеводороды торгуются ниже, инвестировать в сланец попросту нет смысла.
Даже при более высоких ценах сланцевики не демонстрировали высокую продуктивность. Исследование The Wall Street Journal показало, что лидеры производства сланцевых нефти и газа в США демонстрируют значительно меньшие объемы энергоносителей, нежели рассчитывали. Сравнительно небольшие запасы ресурсов, низкие цены, небольшие объемы добычи – все это несет ощутимую опасность для отрасли.
Также не излучают оптимизм представители компании Schlumberger. Руководитель организации Паал Кибсгаард заявил, что уменьшение инвестиций приведет к сокращению буровых работ. Следует помнить и еще об этой особенности. Месторождения очень быстро истощаются. Вскоре после начала извлечения запасов, их объемы уменьшаются, ввиду чего о былой производительности мечтать не приходится.
Решить данную проблему можно лишь увеличив количество скважин. Однако для этого потребуются дополнительные вложения. Придется инвестировать в геологическую разведку, бурение и консервацию месторождений до востребования. А на рынке сейчас наблюдается тренд по продаже акций сланцевых компаний.
Единственный выход из сложившейся ситуации – скорый рост цен на энергоносители хотя бы до $60 за баррель марки WTI. Другого варианта попросту нет. Если ничего не поменяется, то инвестиции в отрасль будут сокращаться и далее. В конечном итоге это обернется новыми банкротствами нефтедобывающих компаний.