Где Белоярская АЭС смогла найти первую вычислительную технику в СССР?
Белоярская АЭС была одной из первых атомных электростанций в СССР. И тогда советская промышленность еще не располагала такими благами, как электронно-вычислительные машины, не говоря уже о компьютерах. ЭВМ только начали зарождаться, но как использовать их практически тогда никто не знал. И лишь идеи светлых умов помогли приспособить устройства для атомной энергетики. Итак, где Белоярская АЭС взяла первые ЭВМ в СССР, и как проходил путь к автоматизации работы станции?
Где Белоярская АЭС раздобыла первые ЭВМ?
К 1964 году была окончательно завершена разработка первой электронно-вычислительной машины в СССР, которая получила название УМ1-НХ. И когда основные работы были завершены, и техника была готова к передаче на завод для выпуска в промышленных масштабах, возникла другая проблема. Советский Союз попросту не знал, как ее можно применить.
Параллельно на Воронежском заводе по производству каучука была разработана еще одна система. Она предназначалась для контроля текущего состояния реактора и недопущения его перехода в неуправляемое состояние.
Пока на производствах велась разработка инновационной техники, в кабинетах все никак не могли придумать, что с ней делать. И так продолжалось до тех пор, пока один из энтузиастов атомной энергетики, а именно Ю.И. Преферансов, не предложил применить УМ1-НХ для Белоярской АЭС. На станции как раз строился второй энергоблок, на котором должны были установить инновационный реактор типа АМБ-200. И вот тогда работа наконец закипела.
СНИИП наконец подготовил техническое задание для Ленинградского электромеханического завода, который должен был поставить производство УМ1-НХ на поток. Специалистам предприятия нужно было создать ЭВМ таким образом, чтобы она обеспечивала должный контроль над технологическими параметрами атомного энергоблока. Кроме того, профессионалам ЛЭМЗ была поручена установка устройства на Белоярскую АЭС и обучение персонала.
Однако нужно помнить, что в СССР кибернетику считали буржуазной лженаукой. И это серьезно затрудняло дело. Во-первых, нужно было найти специалистов, которые способны решить данную задачу, что было достаточно сложно в условиях дефицита специалистов. Производственные мощности ЛЭМЗ также не были приспособлены к выполнению задач подобного рода. Завод специализировался на выпуске счетчиков, а тут нужно было освоить технику столь сложного уровня. Это выглядело нерешаемой задачей.
Вместе с тем, начальство ЛЭМЗ загорелось этой идеей. И даже приняло не доведенную до ума документацию с массой недостатков. Дорабатывали ее непосредственно инженеры завода. Руководителем проекта был В.Е. Панкин, и это также был весьма удачный выбор для завода. Через некоторое время он стал настоящим экспертом в отрасли ЭВМ, и стал электротехником высочайшего класса.
Фактически, внедрение УМ1-НХ проходило не благодаря, а вопреки. Однако с помощью энтузиастов, ЭВМ все-таки удалось внедрить на Белоярскую АЭС, что стало первой ласточкой эпохи автоматизации и цифровизации энергетической отрасли в СССР.